Все об органах чувств человека

Особенности психолого-педагогической характеристики детей с нарушением слуха

Чтобы помочь потерявшему слух ребенку приспособиться к ситуации и найти свое место в жизни, психолого педагогическая характеристика детей с нарушением слуха должна учитывать как общие, так и индивидуальные особенности детского возраста. И немалое значение в этом играет так называемая теория разума.

Потеря слуха у детей

Потеря слуха – это тяжелое испытание в любом возрасте, но особенно сильно это влияет на маленьких детей. Сочетание психологических, биологических и социальных факторов ставит под удар эмоциональное здоровье потерявшего слух ребенка в значительно большей степени, чем у других малышей. У них потеря слуха сопровождается нарушением общения и поведения, утратой чувства собственного достоинства и внутреннего мироощущения, которые приводят к депрессии и замкнутости личности.

Недиагностированная или неправильно диагностированная потеря слуха может стать причиной проблем в жизни ребенка, когда он понимает, что с ним что-то не так, но не получает необходимой врачебной помощи. Одно дело, когда малыш знает, что у него проблемы (вовремя обнаруженная потеря слуха), и совершенно другое, когда потеря слуха вовремя не диагностирована, и из-за того, что он плохо слышит, окружающие считают его «глупым» или «ненормальным» и навешивают ярлыки.

мама и малыш

Предотвратить эти негативные явления призвано внедрение таких понятий, как «особые образовательные потребности детей», а также «особенности детей с нарушением социально бытовой ориентировки». Педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха прежде всего необходимо для организации его общения со сверстниками.

Особенности общения

Для людей с потерей слуха проблемы с общением – самые распространенные. Если ребенок не способен адекватно, непринужденно и естественно общаться, неминуемо возникает целый ворох маленьких проблем, который могут превратиться в серьезные жизненные неприятности и испытания. К ним относятся:

  • проблемы в обучении;
  • социальная изоляция;
  • депрессия.

Социальная адаптация детей с нарушением слуха затруднена, поскольку нормальное взаимодействие с другими людьми превращается для ребенка с потерей слуха в серьезную задачу. Тогда как для нормально слышащих детей общение – естественный процесс, для тугоухого или глухого малыша оно превращается в серьезное многоуровневое задание, которое требует напряжения нервной системы и внимания. Даже если ребенок успешно справляется с этой задачей, она забирает у него значительно больше сил и энергии, чем у нормальных малышей.

От этого появляется следующая проблема, которая заставляет родителей детей с потерей слуха обращаться к психологам. Это хроническая усталость, которая может перейти в серьезную депрессию.

диагностика

У глухих и тугоухих детей часто проявляются расстройства поведения. К ним относятся повышенная активность и агрессия, которые могут быть внешним проявлением внутренних психологических трудностей, которые испытывает ребенок, таких, как депрессия, тревога, трудности в обучении.

Обучение детей с нарушением слуха требует понимания этих психологических особенностей. В каждом отдельном случае требуется выяснение причин нарушений поведения. Работа с детьми с нарушением слуха проводится специально подготовленным персоналом в школе.

Воспитывающей деятельностью в школе для слабослышащих детей является АФК – адаптивная физическая культура. При столкновении с расстройствами поведения наставники должны установить определенные границы общения и соблюдать этикет. Их речь должна быть четкой и ясной, обстановка общения – спокойной и не отвлекающей, также необходима помощь родителей, встречи с которыми должны проводиться в оптимальное время дня.

Внутренний мир

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха является развитие интроверсии личности. Интровертов характеризуют как скромных, тихих, спокойных людей. Согласно существующим теориям, интровертивный характер у малышей с потерей слуха является результатом их большей сосредоточенности на внутреннем мире из-за пониженной стимуляции со стороны окружающего мира. Это необходимо учитывать при воспитании детей с нарушениями слуха.

Тугоухие и глухие малыши стараются избегать взаимодействия со сверстниками. Это получается само собой из-за смещения фокуса внимания на свой внутренний мир. При этом внешнее общение требует от них больших усилий, что вызывает негативное чувство отчуждения. В результате родители должны вовремя это заметить и приложить очень много усилий, чтобы помочь своему плохослышащему или глухому ребенку участвовать наравне со сверстниками социальной жизни и не чувствовать себя при этом изгоем.

малыш

Самовыражение – это деятельность, трудная для всех детей. Но для детей с потерей слуха это почти непосильная задача. Родители и специалисты, работающие с такими малышами, должны проявлять исключительную чувствительность и тактичность к ним, поскольку такие дети часто бывают просто неспособными выражать свои желания и сообщать о своих мыслях и чувствах.

Воспитатели должны всегда помнить о возможных проблемах, и всегда помогать самовыражаться ребенку с потерей слуха. Такие дети должны быть в обстановке, которая приветствует задавание вопросов и высказывание мыслей. В то время, как родители не всегда имеют ответы на вопросы, они не должны подавлять желание задать вопрос малышу. Медицинские работники во время работы с тугоухими детьми должны интересоваться мнением крохи (например, что он думает о слуховых аппаратах).  При этом нужно проявлять тактичность и не навязывать свою точку зрения, и не задавать вопросов, что требуют однозначного ответа.

Теория разума

По мере взросления, у ребенка возникает понимание себя и других, как существ, способных мыслить, знать, хотеть, чувствовать и верить. Малыш приходит к пониманию того, что то, что он думает и во что верит, может отличаться мировоззрения собеседника. При этом кроха начинает осознавать, что существенная часть человеческих поступков происходит под влиянием знаний и убеждений.

Проиллюстрировать, что такое теория разума, как ее понимают дети, можно на примере следующей истории, которую расскажут ребенку. Вася и его папа испекли пирожок. Но Вася хочет пойти поиграть, а съесть пирожок позднее. Поэтому он кладет его в шкаф. Папа подумал, и решил, что сахарная глазурь на пирожке может растаять в шкафу и положил пирожок в холодильник. После этого Васин папа пошел в магазин. После этого Вася пришел домой и решил съесть пирожок. Где Вася будет его искать?

Напрашивается ответ, что Вася будет искать пирожок в шкафу. Он положил его туда, и не знал, что папа переложил пирожок в холодильник. Если малыш, которому задали эту задачу, даст ответ: «Вася будет искать в шкафу», – значит, он уже знаком с теорией разума. Это значит, что он может отличить знание истинной ситуации от неправильного знания, которое есть у Васи.

Почти все дети в возрасте трех лет ответят на этот вопрос неправильно. Обычный ответ для этого возраста заключается в том, что мальчик пойдет искать пирожок в холодильник, потому, что он там есть в действительности. В этом возрасте малышам трудно отличить то, что знают они, могут не знать другие. Дети думают, что у людей есть мысли, но они не понимают, что их мысли и мнение других людей может отличаться.

на приеме

Малыш начинает понимать разум других людей в возрасте четырех лет. К этому времени он уже может отличать то, что знают они, от того, что знают другие. Поэтому он может предвидеть, что поступки человека зависят от того, что он знает и думает, даже если эти знания неправильны. А потому четырехлетний малыш обычно даст правильный ответ и скажет, что Вася будет искать пирожок в шкафу, потому что он его туда положил.

Таким образом, теория разума – это понятие психологии развития, которая показывает, что у малышей в возрасте трех-четырех лет формируется комплекс понятий, лежащих в основе понимания разума. Это похоже на другие детские «теории» в физике или биологии.

Когнитивные системы детей – это не только собрание фактов, которые они запомнили, познавая окружающий мир. Это состояние, когда они учатся понимать, как им предвидеть поступки других людей на основании знаний и убеждений человека, примером чего является ответ на поведение мальчика, который пойдет искать пирожок в шкафу. Как и любая другая научная теория, теория разума позволяет объяснять действия других людей, исходя из их мыслей, веры, убеждений, желаний и чувств.

Теория разума и глухие дети

Как показывают исследования, у глухих детей развитие теории разума значительно отстает. Ранние научные исследования исходили из того, что недостаток разговорного общения приводит к тому, что малышам не хватает существенной информации о мире. Но последние изучения показали, что вопреки этим мировоззрениям, глухие дети имеют доступ к разговорному общению, и по большей части они достаточно социализированы, даже когда их речевое развитие сильно нарушено или отстает. Объясняется это тем, что они получают очень большую долю информации о мире через визуальные средства.

Также надо заметить, что очень много традиционных исследований, что проводили для изучения теории разума у глухих детей, делали свои выводы на основании чисто словесных заданий, чтобы оценить уровень понимания глухих или плохо слышащих малышей. Но есть все основания предполагать, что у глухих детей есть теория разума, но они не имеют достаточно языковых средств, чтобы выразить свое понимание. Эти факты нужно учитывать в образовании детей с нарушениями слуха.

Как языковые способности относятся к теории разума

В последнее время проводились исследования, направленные определить, насколько глухие дети отстают в выполнении заданий, что основаны на использовании речи. При этом особое внимание уделялось тому, какие аспекты развития малышей относятся к формированию их понимания разума.

В исследовании принимали участие 176 детей с сильной потерей слуха, из которых были сформированы 3 группы:

  • 86 детей обучались устно (53 со слуховыми аппаратами, 33 – с кохлеарными имплантами);
  • 41 глухих ребенка обучались при помощи языка знаков глухих;
  • 48 глухих ребенка происходили из семей с глухими родителями, а потому были хорошо знакомы со знаковым языком глухих с самого рождения.

Во время исследования обучение на языке знаков проводили профессионалы, которые с рождения владели знаковым языком глухонемых. В итоге оказалось, что результаты глухих детей от глухих родителей были такими же, что и у нормальных малышей, а вот у глухих ребят от слышащих родителей было существенное отставание в развитии теории разума. Кроме того, эти исследования показали, что глухие дети с отставанием в развитии теории разума одинаково отставали как в выполнении заданий, требующих понимания речи, так и заданий, требующих владения минимальными речевыми навыками.

мальчик

Эти исследования подтвердили, что развитие речевых навыков и умений у глухих детей тем больше, чем лучше у них развита теория разума. Однако для оценки развития теории разума у этих детей в большей мере использовался словарный запас и специфические способности понимания синтаксических выражений, чем общие способности речи. Например, если ребенок смог понять такое предложение: «Он думал, что его пирожок в шкафу», значит, он может понять и предсказать поведение, основанное на неправильном знании, как в нашей истории. Чем лучше у ребенка были развиты речевые способности, тем лучше он справлялся с заданиями для проверки теории разума.

Таким образом, особенности логопедической работы при нарушениях слуха должны учитывать особенности мышления. Это значит, что отставание в развитии речевых способностей, наблюдаемое у тугоухих детей, непосредственно относится к отставанию в развитии мышления. Дети, неспособные воспринять синтаксические конструкции с дополнениями, могут иметь затруднения с пониманием того, как их собственные мысли отличаются от мыслей других людей.

Почему важно слушать сказки

Отставание в развитии теории разума может повлиять на другие области развития ребенка. Во-первых, речевые навыки, основанные на теории разума, играют основную роль в понимании и рассказывании историй. Из-за того, что многие глухие дети отстают в развитии теории разума, они плохо понимают истории и сильно отстают в навыках и умениях чтения. Глухие дети обычно имеют трудности с грамматикой и словарным запасом, однако эти проблемы как видно, не являются единственными и основными причинами отставания в формировании навыков чтения.

Методика дошкольной подготовки должна учитывать способность ребенка поставить себя на место другого. Как показывают исследования, даже простые по языку и содержанию книги для дошкольников имеют описания желаний, убеждений и мыслей персонажей. Например, Красная Шапочка имеет неправильное убеждение, что волк – это ее бабушка но, как читатели, мы знаем, что волк ее обманывает и хочет ее съесть. Чтобы правильно оценить эту историю и ее «поле осознания», у ребенка должна быть развита способность видеть дальше, чем действия персонажей, и понимать, что Красная Шапочка не знает того, что знаем мы, читатели. В противном случае, история про Красную Шапочку превратится в «экшн» – историю действия, в которой девочка несет еду бабушке, но неожиданно застает вместо неё волка. При таком подходе суть сказки теряется.

малыш

Во-вторых, развитая теория разума необходима ребенку для развития способностей и навыков социального взаимодействия, которые необходимы и для того, чтобы обучаться в школе. Но не все современные ученые согласны с тем, что для успешной учебы нужна развитая теория разума. По их мнению, более важными являются навыки критического мышления. Однако тут не нужно забывать, что для успешности процесса обучения ребенок должен уметь говорить и рассуждать про взаимное понимание или непонимание, чтобы оценивать свои убеждения по отношению к мнению других. Поэтому развитая теория разума необходима для понимания того, что точка зрения другого человека также имеет значение.

Как можно помочь детям развить теорию разума

Существует много способов, которыми взрослые могут помочь детям усвоить и развить теорию разума. Очень эффективны здесь будут ролевые игры, которые позволяют глухим малышам на время отвлечься от реальности. Благодаря им дети учатся формировать когнитивные репрезентации, понимать, что реально, а что – вымысел.

Еще одним способом развития теории разума является разговор о прошлых событиях, поскольку для этого дети должны обсуждать события отдельно от контекста.

Как было упомянуто, даже книги для дошкольников предоставляют достаточно материала для исследования работы разума. Кроме того, многие жизненные ситуации также представляют много возможностей для понимания, что люди могут забыть, куда они что-то положили, неправильно понимают друг друга, воображают то, чего нет. Обсуждение этих явлений обычной жизни помогает тугоухим детям как в развитии речи, так и в усвоении и развитии понятия теории разума.

И, наконец, исследования развития навыков и умений, связанных с формированием теории разума у детей, которые имеют ограниченный доступ к средствам языкового выражения, показывают, насколько большое значение имеет развитие речевых навыков в жизни человека и в развитии культуры общения, обучения и приобретения знаний об окружающем мире. И теория разума здесь играет основную роль.

Психология потери слуха

Таким образом, специалисты, которые занимаются патологией речи и аудиологией, нуждаются в хорошем понимании как физических, так и психологических аспектов, связанных с утратой слуха. Очевидно, что потеря слуха затрудняет общение с окружающим миром, а привыкание к тугоухости влияет на личность и характер человека. Это должны учитывать специалисты, когда размышляют, какие создать педагогические условия для детей с нарушением слуха.

девочка

Психологи, психиатры, педагоги, у которых отсутствует слух или наблюдается сильная тугоухость, по собственному опыту знают все нюансы внутреннего мира и жизнь глухих людей. Поэтому они могут внести гораздо больше ясности и лучше понять потенциал психологических эффектов потери слуха. Поэтому их разработки помогут научить детей эффективно взаимодействовать с глухими людьми.

Также стоит заметить, что каждый человек по-своему реагирует на различные жизненные обстоятельства. Изучение тугоухости и глухоты способно пролить свет на различные пункты в развитии человека, незаметные во время развития людей с нормальным слухом.

Педагогическая классификация детей с нарушениями слуха предусматривает разделение потери слуха на степени. Полностью глухие дети могут пользоваться кохлеарными имплантами, если к этому нет противопоказаний. Привыкание к приобретенной потере слуха и кохлеарным имплантам сказывается различно, в зависимости от психики и характера человека.

Потеря слуха у взрослых

Результат воздействия потери слуха у взрослых и детей различен. Потеря слуха у взрослых проявляется в другом психологическом аспекте. При этом существует различие при различении между психологическими симптомами ранней и поздней потери слуха у взрослых. И те, и другие, выказывают симптомы злости, отрицания, изоляции, ухода от общественной деятельности и депрессию.

У взрослых с ранним возникновением потери слуха развиваются некоторые проблемы, связанные с перечисленными признаками. Как свидетельствует клиническая практика, все люди переносят детские проблемы во взрослое состояние. Некоторые из этих трудностей продолжают мешать им в жизни, некоторые – нет. Например, ребенок с потерей слуха, который был изолирован от жизни сверстников и имел комплекс неполноценности, имеет все шансы стать изгоем и неудачником.

Психологи, работающие со взрослыми людьми, которые потеряли слух в детстве, должны интересоваться, что человек думает по поводу потери слуха, как он с этим справляется, насколько это обсуждается в его семье, и как повлияло на его выбор во взрослой жизни. Такие взрослые часто говорят о том, что, несмотря на негативные аспекты потери слуха, они смогли принять глухоту, как неотъемлемую составляющую их личности, как часть личной идентичности. В результате у них появилось много вариантов, направленных на то, чтобы начать бороться с негативными аспектами этого состояния в ежедневной жизни.

Эта ситуация в корне отличается от психологического самочувствия людей, которые потеряли слух во взрослом возрасте. У них развивается тип личности, который не принимает потерю слуха, как свою составляющую. Поэтому потеря слуха выбивает их из колеи и дезориентирует. При этом гораздо сильнее человека ошеломляет резкая потеря слуха, чем постепенная. Как говорят эти люди, глухота ворует у них чувство идентичности, лишает возможности понимать, кто они есть, из-за чего начинается кризис идентичности. В этой ситуации начинается реактивная депрессия и тревожность в ответ на эту ситуацию. Поэтому очень важно, чтобы люди, потерявшие слух, общались с психологами и другими специалистами, которые помогли бы им успешно справиться с ситуацией.

Читайте также:
Комментарии пользователей
  • Комментариев пока нет. Ваш комментарий сможет стать первым.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.